Москва

7(495) 565-3887
многоканальный

Россия

8(800) 555-9537
звонок бесплатный

График работы

Пн-Пт: с 10:00 до 19:00

Минтранс предлагает ввести практику невозвратных билетов

21 июня 2012

На прошлой неделе Минтранс предложил поправки в Воздушный кодекс, которые позволят авиакомпаниям продавать «невозвратные» билеты. Речь идет о самых дешевых билетах, которые авиакомпании распродают задолго до даты вылета. Таким образом авиакомпании продают места, которые обычно пустуют, и повышают загруженность рейса, а пассажиры  при этом экономят. Одновременно с этим исчезает риск того, что пассажир откажется от перевозки и авиакомпания понесет убытки. «Невозвратные» билеты разрешены во многих странах, но в России с подачи ФАС они в течение нескольких лет были под запретом. 

В настоящее время авиакомпании всеми силами пытаются минимизировать процент пассажиров, отказавшихся от полета, и устанавливают собственные штрафные санкции за сдачу авиабилетов. Согласно законодательству билет можно сдать без каких-либо штрафов более чем за сутки до вылета. Если возврат происходит менее чем за 24 часа до вылета самолета, пассажир получает стоимость билета за вычетом специального сбора, который не может превышать 25% стоимости билета. Но на практике… «Неправильно всех стричь под одну гребенку, авиакомпании научились обходить любые запреты, – сказал «НИ» Дмитрий Адамидов, содиректор аналитического отдела агентства «Инвесткафе». – Практика показывает, что если они хотят переложить на потребителя свои затраты, они так или иначе сделают это. Поймает их ФАС или нет, это уже другой вопрос. У них есть целый набор инструментов для того, чтобы снизить потери. При этом даже сейчас некоторые авиакомпании все равно продают «невозвратные» билеты». 

Теперь же Минтранс решил вернуть возможность авиакомпаниям продавать такие билеты. ФАС также смягчила свою позицию. Однако у новой инициативы нашлись противники. В частности Союз потребителей России (СПРФ), который обращает внимание сразу на несколько негативных моментов в законопроекте. Во-первых, по словам главы союза Петра Шелища, поправки противоречат законодательству. В случае принятия этого законопроекта возникнет коллизия его нормы о «невозвратном» тарифе с нормой закона о защите прав потребителей, согласно которой клиент вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. 

Г-н Шелищ при этом отмечает, что норма закона о защите прав потребителей будет иметь приоритет, что не только не позволит решить задачи, поставленные его разработчиками, но создаст правоприменительный хаос. Эксперты союза предлагают вместо поправок Минтранса определить порядок оценки фактически понесенных перевозчиком расходов, связанных с исполнением обязательств по договору перевозки с потребителем, который отказался от исполнения договора. 

Во-вторых, эксперты СПРФ считают, что перевозчики заложат свои убытки в стоимость остальных тарифов, что в итоге приведет к удорожанию билетов. «В-третьих, мы даем авиакомпаниям возможность дважды продавать одно место, – сказал «НИ» г-н Шелищ. – То есть я отказываюсь от места, деньги мне не возвращают, но мое место снова продают. Наша позиция компромиссная. Давайте хотя бы поделим риски, не надо их полностью перекладывать на пассажиров. Если вы продали места, от которых мы отказались, верните соответствующую часть денег». В-четвертых, союз настаивает, чтобы статью 107 Воздушного кодекса оставили без изменений. «Допустим, вы приехали в аэропорт и у вас перевес багажа или же вы приехали с маленьким ребенком и вдруг узнали, что бесплатное место положено лишь ребенку до 2 лет, – приводит пример г-н Шелищ. – Денег на доплату у вас нет, но вам в этот день вернут стоимость билета и вы можете придумать какой-то другой вариант. А с «невозвратным» билетом вы не получите ничего и не уедете никуда».


Назад
Русский | English
Подписаться на рассылку